Автоперевозки опять растут.
По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП), если в 2009 г. объем автоперевозок упал на 18%, то за 9 месяцев 2010 г. рост составил 19%. По статистике ассоциации, за кризисный период с рынка ушло 196 действующих компаний (в основном мелкие и средние компании, владеющие автопарком до 20 машин) из 2900 зарегистрированных. В то же время, учитывая перспективность этого бизнеса, в АсМАП пришло 256 компаний.
По словам президента ассоциации Леонида Костюченко, почти все компании, входящие в АсМАП, на 90% пользуются лизинговой либо кредитной техникой. Поэтому, в случае возникновения нового витка кризиса, существует угроза не только очередного сокращения участников рынка перевозок, но и банкротства по причине невыполнения финансовых обязательств.
|
Одним из перспективных путей расширения рынков для перевозчиков является участие Украины в восстановлении Шелкового пути. Сейчас существует три транспортных направления: Северное, Центральное, Южное. Украина территориально относится к Северному: Гданьск (Гдыня) - Ильичевск. Начиная с 2009 г., отечественные автоперевозчики начали отрабатывать Иран, Афганистан, Китай. Но проблемы остаются и на восточном направлении. По словам Леонида Костюченко, Казахстан ограничил количество разрешений 1500 шт., и они закончились в середине года. По словам перевозчиков, на казахско-китайской границе таможня работает с 9:00 до 18:00, дальше хоть трава не расти.
|
Вторым направлением является обновление подвижного состава. В 2008 г. перевозчики обновили технику на 2 тыс. ед., в 2009 г. - на 680, в 2010 г. - более чем на 1 тыс. Перевозчики в основном закупают автомобили с двигателями класса "Евро-3" (44% закупленных), "Евро-4-5" (не более 2,5%). Подобный диспаритет объясняется дороговизной новых моделей ("Евро-3" на 10% дешевле) и отсутствием соответствующего топлива и добавок.
Третьим вариантом является диверсификация уже существующих и отработанных направлений. По словам господина Костюченко, существующая у россиян программа сокращения выдачи трехсторонних разрешений на 10% в год не дает возможности украинским перевозчикам интенсифицировать перевозки в Россию из третьих стран. Но, по оценке специалистов АсМАП, отсутствие необходимости в разрешениях на двусторонние перевозки позволяют Украине компенсировать ограничение по трехсторонним. В 2010 г. 82% в общем объеме российско-украинских перевозок занимали наши перевозчики.
Тем не менее и в этой сфере есть риски. На украинский рынок планируют выйти перевозчики ближайших соседей. Например, сейчас в Литве имеется 16 тыс. грузовиков, в Латвии - 8 тыс. (в Украине - около 30 тыс.). По словам Леонида Костюченко, около 50% рынка перевозок из ЕС у нас отобрала Польша, грузовой парк которой оценивается в 96-115 тыс. грузовиков класса "Евро-3-5". Еще одним конкурентом стала Молдова, перевозчики которой в 2010 г. осуществили более 66 тыс. поездок по/через территорию Украины. По словам господина Костюченко, молдаване создают серьезную конкуренцию на юге, где отечественные перевозчики осуществили только 23 тыс. поездок.