Интермодальные перевозки.
В последнее время широкое распространение получили логистические схемы, которые сочетают в себе несколько видов транспорта. Помимо очевидных экономических преимуществ, стимулом к развитию интермодальных перевозок стало развитие международных перевозок. Основной характеристикой интермодальных перевозок является свободный обмен оборудованием между видами транспорта. Так, например, контейнер грузового автомобиля перевозится авиатранспортом, или железнодорожный вагон – водным транспортом. Такой обмен оборудованием позволяет предоставлять услуги, недоступные для грузоотправителя, который использует один способ транспортировки. Комбинированные перевозки представляют собой сочетание услуг, которые предоставляет каждый из сотрудничающих перевозчиков. Таким образом, затраты и эффективность распределяются между перевозчиками.
|
Существует десять возможных интермодальных комбинаций: 1) ж/д – автоперевозки; 2) ж/д – водный транспорт; 3) ж/д – авиатранспорт; 4) ж/д – трубопровод; 5) авто – авиатранспорт; 6) авто – водный транспорт; 7) авто – трубопровод; 8) водный транспорт – трубопровод; 9) водный транспорт – авиатранспорт; 10) авиатранспорт – трубопровод. Не все из этих комбинаций практичны. Только автожелезнодорожные, или контрейлерные, перевозки, получили широкое распространение. Судовой контрейлер, или перевозка гружёных автомобильных прицепов или контейнеров водным транспортом, постепенно получает признание, особенно в международных перевозках дорогостоящих товаров. В значительно меньшей степени, целесообразными являются комбинации «автотранспорт-авиатранспорт», и «ж/д транспорт – водный транспорт», но они используются гораздо реже.
|
|
Контрейлер
Перевозка грузовых полуприцепов фургонов на железнодорожных платформах, или контрейлер, обычно осуществляется на более длинные расстояния, чем автоперевозки. Контрейлер сочетает в себе удобство и гибкость автоперевозок и экономичность магистральных ж/д перевозок. Стоимость перевозки обычно меньше, чем стоимость автоперевозки, что позволяет грузовым автоперевозкам расширить свою долю рынка. Также, контрейлер позволяет перевозить по ж/д грузы, для транспортировки которых ранее использовался исключительно автотранспорт. Грузоотправителя привлекают удобство линейных перевозок на дальние расстояния при невысокой стоимости транспортировки. Это сделало контрейлерные перевозки наиболее популярным видом интермодальных перевозок. Число вагонов, которые перевозят автотрейлеры и контейнеры, быстро и неуклонно растет, от 554 000 в 1960 году до 9 740 000 в 1996 году, что составляет 55% всех ж/д перевозок.
Существует пять разновидностей контрейлерных перевозок, в зависимости от того, кому принадлежит автотранспортное и железнодорожное оборудование:
|