В соответствии со статьей 164 Устава претензии автотранспортному предприятию могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а об уплате штрафов - в течение 45 дней. Поскольку Уставом не установлен срок обращения с претензией о возврате взысканных в бесспорном порядке штрафов, следует исходить из того, что такие претензии предъявляются в течение шести месяцев.
Если перевозчик принял и по сути рассмотрел претензию, предъявленную с нарушением установленного срока, он позже не может ссылаться на это обстоятельство, как на основание прекращения производства по делу.
Согласно пункту 16 раздела 10 Правил к претензионной заявления должны быть приложены документы, подтверждающие претензию. Перечень таких документов приведен в пунктах 9 - 13 настоящего раздела Правил.
В случае отсутствии этих документов автотранспортное предприятие имеет право в десятидневный срок со дня получения претензии возвратить ее заявителю с указанием причин возврата. При таких обстоятельствах заявитель может добавить к претензии необходимые документы и вновь обратиться с претензией, но в пределах сроков, установленных статьей 165 Устава. Таким образом, если
перевозчик вернул ненадлежаще оформленную претензию в десятидневный срок, то первоначальное обращение с претензией без необходимых документов не останавливает течения срока, установленного для предъявления претензии.
При нарушении автотранспортным предприятием предоставленного ему десятидневного срока для возвращения претензии, которую предъявлено без необходимых документов, она считается принятой к рассмотрению.
1.5. В тех случаях, когда автотранспортное предприятие отказалось рассмотреть претензию по существу со ссылкой на нарушение грузополучателем (грузоотправителем) претензионного порядка, а истец оспаривает правомерность этого отказа и считает, что такой порядок соблюден или отдельные нарушения имели место по вине перевозчика, арбитражный суд должен принять исковое заявление и разногласия по этому вопросу решить в заседании.
Если арбитражный суд признал претенциозный порядок соблюденым или вину перевозчика, что лишило истца возможности предъявить надлежащим образом оформленную претензию, иск подлежит рассмотрению по существу.
1.6. Претензии, вытекающие из перевозки грузов, предъявляются автотранспортному предприятию, выдавшим груз, а при полной его потери - автотранспортному предприятию, которое приняло груз к перевозке (статья 161 Устава).
Перевозка грузов в междугородном сообщении с загрузкой у грузоотправителя и выгрузкой у грузополучателя (система сквозного движения) осуществляется через областные транспортно-экспедиционные предприятия, которые выписывают товарно-транспортные документы (пункты 7 и 8 Положения об организации и выполнения междугородных и межреспубликанских перевозок грузов автомобильным транспортом в УССР, утвержденное приказом Министерства автомобильного транспорта Украины от 14.07.86 г. N 159).
Итак, автотранспортным предприятием, которое приняло груз к перевозке, считается областное
транспортно-экспедиционное предприятие, которому в случае полной утраты груза следует предъявлять претензию.
Если прием груза к перевозке осуществило автотранспортное предприятие без оформления через областное транспортно-экспедиционное предприятие, претензии и иски о потере груза принадлежит предъявлять к этому автотранспортного предприятия - владельца автомобиля.
1.7. Арбитражный процессуальный кодекс Украины не устанавливает срока обращения с претензией к нарушителю имущественных прав и законных интересов предприятий и организаций. В отношении претензий автотранспортных предприятий к грузоотправителям (грузополучателям), то по этому вопросу следует руководствоваться статьей 165 Устава согласно которому претензии автотранспортных предприятий, вытекающие из Устава, предъявляются грузоотправителям или грузополучателям течение двух месяцев. Порядок исчисления этого срока установлен пунктами "а" и "б" последнего абзаца статьи 165 Устава.