В соответствии с пунктами 4 и 14 раздела 3 Правил пломбы грузоотправителя должны иметь сокращенное наименование отправителя и контрольные знаки с буквенным и цифровым обозначением. В соответствии с пунктом 15 настоящего раздела Правил автотранспортное предприятие не должно осуществлять перевозку груза с неправильно навесок пломбой или с неясным оттиском установленных знаков. При выявлении этих обстоятельств грузополучателем, по его требованию автотранспортное предприятие должно выдать груз с проверкой, результаты которой указываются в товарно-транспортном документе или в акте. В этом случае перевозчик несет ответственность за несохранение груза пока не докажет отсутствие своей вины.
С целью установления причин несхоронности груза, что не исключает необходимости проведения экспертизы пломб, грузополучатель должен индивидуализировать пломбы и хранить их до разрешения спора о месте и причинах недостачи груза. Индивидуализация пломб заключается в представлении доказательств их независимости до конкретного транспортного средства и исключения возможности доступа к пломб в период их хранения.
5. Ответственность за невыполнение обязательств по объемам перевозки груза
5.1. В соответствии со статьей 128 Устава автотранспортные предприятия, грузоотправители и грузополучатели несут взаимную материальную ответственность за невыполнение плана перевозок и принятого к исполнению разового заказа.
Поскольку в настоящее время у автотранспортных предприятий планы перевозок грузов не доводятся, стороны несут указанную ответственность за невыполнение обязательств по объемам подлежащего перевозке груза по договору (разовым заказом).
Однако, при решении споров, связанных с невыполнением этих обязательств, следует исходить из того, что статьей 128 Устава установлена ответственность за невывоз груза в количестве, предусмотренном "лунным плану". В связи с этим, к изменению этой статьи Устава, следует исходить из того, что установленный ею штраф взимается за невывоз груза в количестве, предусмотренном договором на определенный месяц.
Нормативными актами, регулирующими указанные отношения, не предусмотрено общего принципа выполнения квартальных объемов перевозки груза равномерно по месяцам и поэтому арбитражный суд не имеет оснований при решении спора, связанного с взысканием штрафа, для разделения квартального объема на три месяца. Таким образом, если в договоре отсутствуют объемы вывоза груза по месяцам, ни одна из сторон не имеет права на взыскание установленного статьей 128 Устава штрафа.
5.2. Выполнение обязательств относительно количества подлежащего перевозке груза учитывается в учетной карточке, которая подписывается автотранспортным предприятием и грузоотправителем (грузополучателем). На основании этой карты автотранспортное предприятие после окончания месяца, но не позднее 10 числа следующего месяца, сообщает грузоотправителю (грузополучателю) расчет надлежащей каждой из сторон сумм штрафа, подлежащие уплате в пятидневный срок. Если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от подписания учетной карточки, об этом составляется акт (параграф 5 приложения 2 к разделу 1 Правил).
В случае уклонения должника от уплаты штрафа, право на предъявление к нему претензии возникает со дня истечения срока, установленного для сверки записей в учетной карточке (пункты 6 и 12 приложения 2 к разделу 1 Правил).
5.3. Согласно статье 44 Устава автотранспортные предприятия в случае неподачи по их вине подвижного состава, предусмотренного договором месячного объема перевозки грузов, обязаны по требованию грузоотправителя (грузополучателя) выделять автомобили для пополнения недогрузки течение следующего месяца данного квартала.
|